Троицкая и Южноуральская епархия

Троицкая и Южноуральская епархия

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Троицкая и Южноуральская епархия » Богословские вопросы » Созерцательное Богословие.


Созерцательное Богословие.

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

Замечательные слова!
Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.
(Митрополит Иларион Алфеев)

https://lh4.googleusercontent.com/-a1eaCXEmqBg/VFh2ZhBCNAI/AAAAAAAAFmM/C90KMLFJyPU/w417-h615-no/IMG_11264861593206.jpeg

2

Смотрела передачу "Путь к покаянию", там рассказывался случай, как один верующий отец, когда умирал, попросил своего неверующего сына приходить к нему в комнату каждый день в течение месяца и сидеть по часу одному. Он понимал, что в современной жизни у человека практически нет времени побыть наедине с собой. Через месяц таких созерцаний сын стал верующим.

Nb. Я поняла, что болезнью становится даже наличие лайков на православном форуме :) Вот, сейчас руки чесались поставить лайк, а их то и нету. Надеюсь, на Вашем форуме, отец Игорь, их не будет никогда.

3

Вы читаете мои мысли. Буду стараться сделать сайт,  по мере сил, аскетическим. Никого не выделять, не стимулировать. Стремиться каждого понять и сохранить дружбу.
Правда придётся быть, в некотором смысле, жестким.

4

Иерей Игорь Бурдейный написал(а):

Замечательные слова!
Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека.

Замечательные слова!
Но как, батюшка, получить этот вкус, если вокруг меня люди? Причем, большинство буквально впиваются в меня, съедают, пьют мою кровь.
Они провоцируют меня на грех: на злобу, гордыню, мщение.
Как же устал. Как же хочется настоящего уединения. 
В монастырь не пойду. кишка тонка.
А люди стали противны.  И молчать им не могу. Смолчать не могу.

5

Павел Скороход написал(а):

Замечательные слова!
Но как, батюшка, получить этот вкус, если вокруг меня люди? Причем, большинство буквально впиваются в меня, съедают, пьют мою кровь.
Они провоцируют меня на грех: на злобу, гордыню, мщение.
Как же устал. Как же хочется настоящего уединения. 
В монастырь не пойду. кишка тонка.
А люди стали противны.  И молчать им не могу. Смолчать не могу.

Так ведь во все времена люди одинаковые. Потому-то такие, как мы и уходили со своей тонкой кишкой в монастырь. В миру спасаться намного тяжелее.

6

Павел Скороход написал(а):

Но как, батюшка, получить этот вкус, если вокруг меня люди?


Мне кажется, первым шагом к развитию у себя любви к созерцанию может послужить развитие у себя навыка к эстетическим удовольствиям против более грубых.

Например, общение с природой, поход в лес вместо дискотеки. Классическая музыка с её гармонией вместо грубого и громкого рока. Живопись вместо пошлых картинок. Труд вместо пустого времяпровождения.

Вообще любое развитие нормальных, естественных желаний рано или поздно приведет к желанию уединения и молчанию. Лучше прививать вкус к хорошему с раннего детства, потом будет сложнее, так как и ухо перестает со временем различать тихие звуки, огрубев от попсы и рока; так и взгляд, привыкнув к вампирическому и слишком яркому образу современных женщин не находит отрады в скромности, детской нелепости барышень с полотен великих художников или грации балерин вместо кордебалета в баре.

Сразу оставить современного неподготовленного человека в пустоте и тишине жестоко.

Отредактировано Лариса Тимофеева (2015-06-20 21:04:09)

7

Павел, логично предположить, что чем сложнее люди вокруг, тем больше будешь стремиться к уединению. А нет?

8

Надежда написал(а):

Павел, логично предположить, что чем сложнее люди вокруг, тем больше будешь стремиться к уединению. А нет?

Это будет так, если человек по характеру  так предрасположен. А на самом деле падшее человеческое естество стремится к удовольствиям, а они есть в основном в обществе. Потому и действует старая римская поговорка - хлеба и зрелищ.

9

Лариса Тимофеева написал(а):

Мне кажется, первым шагом к развитию у себя любви к созерцанию может послужить развитие у себя навыка к эстетическим удовольствиям против более грубых.

Например, общение с природой, поход в лес вместо дискотеки. Классическая музыка с её гармонией вместо грубого и громкого рока. Живопись вместо пошлых картинок. Труд вместо пустого времяпровождения.

Вообще любое развитие нормальных, естественных желаний рано или поздно приведет к желанию уединения и молчанию. Лучше прививать вкус к хорошему с раннего детства, потом будет сложнее, так как и ухо перестает со временем различать тихие звуки, огрубев от попсы и рока; так и взгляд, привыкнув к вампирическому и слишком яркому образу современных женщин не находит отрады в скромности, детской нелепости барышень с полотен великих художников или грации балерин вместо кордебалета в баре.

Сразу оставить современного неподготовленного человека в пустоте и тишине жестоко.

Отредактировано Лариса Тимофеева (2015-06-20 21:04:09)

Именно так.  И детей не обязательно приобщать к садику и общей школе и лагерям.  Ведь не зря же -
"отроча же растяше и крепляшеся духом: и бе в пустынях до дне явления своего ко израилю." Лк.1;80

10

Иерей Игорь Бурдейный написал(а):

Многие даже боятся тишины, боятся одиночества

Я не боюсь одиночества и тишины. Но я люблю людей, мне нравится с ними общаться, мне хочется делиться с ними мироощущением. Наверное все-таки каждому своё. Ведь если общительного человека оставить в одиночестве, он будет страдать.
Но я не против одиночества, мне иногда оно даже нравится.

11

Иерей Игорь Бурдейный написал(а):

А на самом деле падшее человеческое естество стремится к удовольствиям

А что плохого в удовольствиях? Удовольствия ведь они могут быть разными. Если кто-то кому-то сварит борщ с любовью и он вдруг окажется вкусным, то что в этом плохого, если тот кому его сварили будет есть его с удовольствием?

12

Спасибо за поздравления с праздником!                                                                                                                                                                 Друзья мои! Но ведь речь в начале статьи шла лишь об "умной тишине", к которой мы все можем придти посредством "умной молитвы". При чем тут удовольствия и борщи? Это всё внешнее. Как сохранить то внутреннее спокойствие? ту внутреннюю тихую гавань посреди девятибального мирского шторма? И вообще в духовной жизни много сюрпризов. Помню у старца Паисия есть подобное...Ему кто-то жаловался на шум в городе, а он отвечает, что ему не мешает даже современная музыка в общественном транспорте творить Иисусову молитву. Вот и я так. Жила в столице любила людей, меня не раздражали суета и шум. А теперь в деревне я чувствую эту внутреннюю суету. Вероятно она у меня хорошо вплеталась в городскую и я её в себе не замечала.                                                               
      И напоследок приведу цитату моего любимого автора:  "Что имеют в виду, когда говорят, что ум наш чрезвычайно смятен? Пока не началась наша беседа, во всем храме слышны были разговоры. Мы что-то обсуждаем, говорим. Ум человека очень трудно успокоить. Мы не можем успокоиться, хотим постоянно о чем-то думать, говорить о чем-то, чтобы нас что-нибудь занимало, а ум, словно два мельничных жернова, перемалывал бы это, выполнял бы какую-нибудь работу." арх. Андрей (Конанос)

13

Ангелина написал(а):

об "умной тишине", к которой мы все можем придти посредством "умной молитвы".

Я не говорю о высотах благочестия, об "умной тишине" и "умной молитве". Я говорю о любви к ближнему и заботе о нем. И сама забота о ком-то становится удовольствием.
И все-таки что плохого в борще? Вы не любите вкусную еду? И чем вкусная еда может помешать молитве?

14

Не нужно думать, что для спасения нужны только великие дела и "умная молитва". Св. Макарий – один из великих пустынников, после многих лет работы над собой, обратился к Богу с просьбой показать ему человека, который превосходит его на пути благочестия. Ему было сказано идти в город, где он нашел в указанном доме двух замужних женщин, которые вели обычную жизнь, но никогда не ссорились, не сердились, не осуждали и легко прощали обиды, выполняя при этом тщательно свои семейные обязанности: готовили еду, стирали, воспитывали детей. И всё это делали с любовью к ближнему. Все неприятности они обращали в радость. Господь оценил их так высоко.

15

Дорогая Валентина,простите, ради Бога если обидела, ничего не имею против ни борщей, ни детей ни вообще домашней жизни и любви к ближнему, просто тема, которую открыл батюшка звучала следующим образом:   "Отсутствие вкуса к уединению и молчанию есть болезнь современного человека. Многие даже боятся тишины, боятся одиночества и свободного времени, потому что нечем заполнить пустоту: нужны слова, впечатления, нужно быть занятым и всегда спешить, чтобы создавалась иллюзия бурной и наполненной жизни. А жизнь с Богом начинается тогда, когда слова и мысли умолкнут, когда земные дела отойдут на второй план и в душе человека освободится место, которое может заполнить Бог.
(Митрополит Иларион Алфеев)". Поэтому мне показалось, что все немножко куда-то удалились....А дальше вы мой пост не читали? Я писала о том, насколько трудно мне стало жить после переезда в деревню: тишина, спешить никуда не нужно, а привыкла к суете, всё хочется сделать вид занятости безумной. Придумать какие-то дела.
    P.S. Мне, например, приготовление борща не мешает молиться. Даже вкуснее получается. К примеру, многим нравится пища в монастырских трапезных.... и ПОТОМ, все ведь зависит от характера. Я хорошо помню этот пример, который привели вы из жития св. Макария, наверное у этих женщин характеры хорошие были, очень много значит натура. Я вот человек скверный по характеру - мне молитва, как спасательный жилет в море нужна, а то начну готовить борщ и начинают помыслы витать - кто когда меня как обидел, да еще всякие глупости, потом никто кушать не хочет.


Вы здесь » Троицкая и Южноуральская епархия » Богословские вопросы » Созерцательное Богословие.